22-23 января состоялся государственный визит Дмитрия Медведева в Узбекистан.
Узбекская сторона на доджном уровне встретила высокого гостя. Видимо, Президент РУз сможет найти общий язык и с этим российским президентом. Напомню, что В. Путиным и И. Каримов смогли найти общий язык, или по крайней мере так все выглядело. Тэт-а-тэт встречи Президентов в Самарканде позволяют предпологать что то же самое будут и с Д.А. Медведевым.
Несомненно, главной темой двусторонних переговоров были вопросы топливно энергетического комплекса, особенно в эти трудные финансовые времена. Стоит также омтемить, что Медведев отметил перспективы сотрудничества и в сфере авиастроенения. Но факт того что, 95 российских инветиций в Узбекистан направляются в добывающую отрасль и в телекоммуникации, а также визит Вагита Алекперова (ЛУКОЙЛ) за день до визита Медведева позволяют предположить что вопросы газа все таки занимали доминантную роль в переговорах.
Совместное коммюнике и заявления конференции позволяют по новому посмотреть на некоторые слухи и предположения активно муссируемые российскими СМИ.
Первое, о смене вектора внешней политики Узбекистана в сторону Запада. Развитию этих слухов также способствовал выход РУз из ЕвразЭС. Как показала встреча и отношения и заявления Президентов, Россия и Узбекистан будут сотрудничать и во многих вопросах единодушны.
Второй вопрос - удар в спину Узбекистана в виде российских инветиций в строительство Камбаратинской ГЭС (больше миллиарда долларов). Если РФ поможет таджикам построит Рогун, а кыргызам - Камбар Ата, то РУз будет испытывать серьезные проблемы с водоснабжением посевных площадей. Естественно, выбор Россией сторон в этом конфликте интересов очень сильно повлияет на отношение России с одной из стран Центральной Азии. Нижеследующее заявление Медведева позволяет предположить, что вопрос решается в пользу узбеков (тем более, что вопрос о Камбар Ате поднялся газетой Коммерсантъ в контексте вывода американской базы из Кыргызстана, слух который не был прокомментирован ни официальной Москвой ни Бишкеком).
(Источник - Сайт Президента РФ http://www.president.kremlin.ru/appears/2009/01/23/1604_type63377type63380_211999.shtml)
ВОПРОС: Вопрос, который логически может продолжить эту тему. Вы на расширенном заседании, очень чётко так упомянули, что в политике решающими являются два фактора: это доверие и интерес. Хотела спросить об этом интересе: насчёт планов и позиции России в отношении строительства гидроэнергетических сооружений в некоторых странах Центральной Азии, и как при этом учитываются интересы других государств в этом регионе?
Д.МЕДВЕДЕВ: Что я могу сказать? Всякого рода проекты, тем более такие глобальные, как гидроэлектростанции, должны создаваться с учётом мнения соседей. Здесь невозможно действовать изолированно – не приведёт ни к каким результатам или создаст напряжение, которое придётся потом разрешать не экономическими, а политическими методами, не говоря уже о более опасных направлениях, или способах, разрешения противоречий. Поэтому когда речь идёт о сотрудничестве в сфере гидроэнергетики, выполнении тех или иных заказов, Российская Федерация исходит из того, что каждое государство, желающее что-то создать у себя, должно договориться со своими соседями, предоставить надлежащие доказательства экологической состоятельности проекта и выступить в роли нормального полноценного заказчика тех или иных работ. В этом смысле я исхожу из того, что все заинтересованные государства должны обсуждать этот вопрос на коллегиальной основе, руководствуясь в том числе и международными соглашениями на эту тему, а также своими двусторонними соглашениями в дружеской и добрососедской манере. Только в этом случае можно достигнуть успеха. Вот, собственно, и всё. Исходим из того, что такого рода проекты должны реализовываться на этих принципах.
No comments:
Post a Comment